yes-dacha.ru » Фермерское хозяйство

Все о породе лошадей - советский тяжеловоз

Все о породе лошадей - советский тяжеловоз с фото

Гордость нашего коневодства – порода советский тяжеловоз. Эти потрясающие красавцы, богатыри конного мира, имеют ряд непревзойдённых характеристик и считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в нашей стране. Регистрация породы состоялась в 1952 году, но работы по её выведению начались ещё в Российской империи, в XIX веке.


Эта порода — гордость российского коневодства, представители которой считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в стране.

Содержание статьи:

  • 1 Происхождение
  • 2 Экстерьер
  • 3 Характер
  • 4 Разновидности породы
  • 5 Кормление
  • 6 Разведение
  • 7 Продуктивность
  • 8 Рекорды
  • 9 Современное положение
  • 10 Резюме

Происхождение

Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде. Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».

Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.

Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.

Предки брабансонов – участники крестовых походов фландерские кони. Таким образом, советский тяжеловоз – дальний потомок средневековых рыцарских лошадей.


Бельгийская тяжеловозная лошадь – брабансон (или брабант) считается одним из предком наших тяжеловозов.

Экстерьер

По всем статям кони этой породы превосходят предковые формы. Сохранив развитую мускулатуру и мощный широкий костяк, они приобрели более сухую конституцию. Советские «тяжи» высокорослы: отдельные особи вырастают до 170 см в холке, а в среднем – 159-161 см. Их вес может достигать тонны.

Важный параметр экстерьера для тяжеловозов – строение крупа, поясницы и задних ног. По этим статям советский тяжеловоз имеет достойные характеристики. Поясница у него широкая, круп вислый, раздвоенный. Бёдра мускулистые, немного коротковатые. Копыта широкие, хорошей формы, пясть с большим обхватом. Оброслость щёток умеренная.

Бывает, подводит постав ног – может проявиться косолапость. Подобные недостатки на рабочих качествах не отражаются, но таких лошадей из племенного разведения выбраковывают.

Грудь у советских «тяжей» широкая, спина ровная, иногда мягкая, что позволяет использовать лошадей этой породы под седлом. Шея сильная, гривастая, средней длины, гребень сливается с холкой. Голова небольшая, с мясистыми щеками и широко расставленными ганашами, благодаря чему дыхание коня в работе не стеснено.

Характер

По темпераменту советские «тяжи» достаточно спокойны и энергичны. По словам сотрудников Починковского конезавода, абсолютно добронравными этих коней не назовёшь. При выведении породы основной упор делался не на доброту, а на массивность, силу и выносливость.

Тем не менее, советские «тяжи» вполне послушны, уравновешенны и характер показывают нечасто.




Эти лошади спокойны и энергичны, послушны и уравновешены, но изредка могут показать свой нрав.

Разновидности породы

Племенное поголовье элит-класса сегодня сосредоточено на трёх конных заводах:

  • Починковский (Нижегородская область);
  • Ичалковский (Республика Мордовия);
  • Перевозовский (Нижегородская область).

Советский тяжеловоз разводится на этих предприятиях в чистоте по разным линиям. Поэтому внутри породы на сегодняшний день сформировалось два типа. В Нижегородской области поддерживается традиционный массивный тип, происходящий от чистопородных брабансонов.

В Мордовии при скрещивании использовались не только брабанты, но и английская суффолькская лошадка. Советские тяжеловозы Ичалковского завода более компактны и сухопары.

Кормление

Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

  • овёс – 4 кг;
  • ячмень – 3 кг;
  • отруби – 1 кг;
  • жмых – 1 кг;
  • поваренную соль – 40 — 45 г;
  • премиксы – 100 г.

Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.

Разведение




Жеребёнок тяжеловоза растёт очень быстро и уже к году достигает веса в полтонны.

Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.

Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.

Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.

Продуктивность

Лошади советский тяжеловоз – не только живое тягло. У этой породы высокие показатели мясной и молочной продуктивности. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получила от одной из кобыл рекордное количество молока за лактацию – 6173 л. Средний же показатель составляет свыше 3 тысяч литров от каждой кобылы.

Скороспелость и большая масса лошадей этой породы делают их перспективными для мясного разведения. Кроме того, советские тяжеловозы участвуют в улучшении местного поголовья во многих регионах. Помеси первого поколения, как правило, обладают отличными рабочими качествами.

Рекорды

Конкурсные испытания тяжеловозов стали проводиться с 1957 года. Испытывают лошадей с 4-летнего возраста. По правилам каждый конь должен преодолеть рысью 2 км с грузом 1,5 тонны, затем ту же дистанцию на шагу с грузом 4,5 тонны, после чего потянуть груз в 9 тонн как можно дальше.

Рекордсменами таких соревнований часто становились советские «тяжи»:

  • 1957 год – жеребец Форс. Сцепку из повозок с общей массой груза 23 тонны он тянул целых 35 метров.
  • 1971 год – жеребец Зубр. 2 км на шагу он преодолел за 11 минут 51 секунду.
  • 1968 год – кобыла Русалка. Утащила 9 тонн на 2131,17 м.

Список можно продолжать долго. Все призёры и победители получили широкое использование в племенной работе, благодаря чему качество породы сохранялось и совершенствовалось.

Современное положение




Починковский конный завод — один из немногих, на которых разводят элитных тяжеловозов.

Прогресс породы был остановлен кризисом. Маточное поголовье советских тяжеловозных лошадей резко сократилось, ухудшились условия содержания, ветеринарного обслуживания и кормления. К началу 2000-х годов конные заводы были близки к катастрофе. В Починке из 150 маток оставалось всего 70, на Ичалковском заводе из 50 удалось сохранить 30.

Сегодня рыночная конъюнктура более благоприятна. На советских тяжеловозов постепенно повышается спрос. Лучшие кони регулярно участвуют в международных выставках: например, в ежегодной ярмарке-конференции «Эквирос».

У того же Починковского завода получается полностью реализовать молодняк. В продажу пускают жеребцов, а кобылок оставляют, постепенно наращивая маточное поголовье. Есть все шансы исправить положение.

Резюме

Советская тяжеловозная порода лошадей без преувеличения может считаться нашим национальным достоянием. Интенсификация сельского хозяйства, о которой столько говорится, может поспособствовать сохранению и развитию конных заводов. Ведь отдельные производственные процессы всё ещё требуют использования этого сильного и умного животного.

Видео
Репост
Наверх